Плавучесть
Большой корабль плавает потому, что его корпус имеет огромный объем и вытесняет большое количество воды. С другой стороны, маленький кусочек металла вытесняет очень мало воды, поэтому фактически нет выталкивающей силы, которая могла бы удержать его на поверхности, и он тонет. Это элементарное объяснение можно проиллюстрировать на примере грузового судна: когда в трюме нет груза, оно немного поднимается на воде и опускается, если в трюм поместить груз
Форма
корпуса остается прежней, поэтому
выталкивающая сила остается такой же, но вес груза увеличивает вес судна, заставляя его погружаться
глубже в воду. Если
груз добавлять и добавлять, то
наступит момент, когда судно исчезнет под водой, но, прежде чем это случится,
оно достигнет точки, которую судостроители
называют - положением оптимального
плавания. В этой точке судно наиболее устойчиво, его общий вес равен весу
вытесненной воды. Все эти рассуждения
применимы к яхтам — они проектируются для погружения на уровень, который дает возможность достичь
максимальной скорости и продемонстрировать ходовые качества при соответствующей
форме корпуса, с учетом назначения
судна. Легкие, быстрые гоночные яхты более плавучи, чем тяжелые крейсеры. Форма корпуса С
точки зрения плавучести важным фактором является вес лодки, а при решении
вопроса об
эксплуатационных качествах судна конструктор должен принимать во внимание всю подводную часть корпуса. Ее форма и размер определяют скорость движения
яхты, ее гоночные качества, а также размер внутренних помещений. Вес
также влияет на остойчивость
судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль
обеспечивает максимальную
остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу,
уменьшает остойчивость. Форма
корпуса и вес судна — это те
факторы, которые конструктор
должен учитывать при разработке
проекта, в соответствии с типом
будущего судна. Проект маленького
круизера (лодки для путешествий, прогу лочного
судна) будет, разумеется,
достаточно простым, а современные
океанские гоночные яхты конструируются по очень сложным схемам. Помимо
плана размещения парусов, такелажа и общей компоновки внутренних помещений,
чертежи корпуса обычно выполняются в трех видах: бок, полуширота и корпус, вместе они дают представление о форме корпуса
судна и позволяют строителю в
точности следовать указаниям проектировщика. Бок
показывает корпус яхты го стороны правого борта с контурными линиями (известными как батоксы), обозначающими форму корпуса, точно гак же как
контурные линии на карте обозначают форму холмов и долин; вид со стороны левого
борта будет, естественно, идентичным. Полуширота
похожа на бок, но эта проекция выполняется со стороны днища. На чертеже
изображается только половина яхты
ради экономии места (отсюда и название), наружный контур соответствует линии палубы. Наконец,
третья проекция показывает поперечное сечение корпуса, одна половина — со стороны носа к центру, а другая — от
кормы к центру яхты.